ГлавнаяМоя РодинаФотоальбомПобеда 60ОтовсюдуСсылки

Со страниц журнал "Нива" №9 1914 года.

   На русском автомобиле по Африке.

     Очерк А.П.Нагеля (с 9 фоторг.снимк.на стр.173 и 174).

 Вместе со своим спутником, американским журналистом Бобом Вильсоном, я покрыл на русском автомобиле до 20.000 километров, посетив наиболее живописные местности Северной Африки. Таким образом к настоящему моменту мой спортивный формуляр достиг почти 80.000 километров, пройденных на той же верной русской машине.

 Когда мы решили предпринять новое путешествие намоем автомобиле, моей первой мыслью было выбрать такой маршрут, который мог бы предоставить собою наибольший интерес для спортсмена-автомобилиста. И моей перфой мыслью явилось желание посетить Африку, где еще ни разу не было ни одного русского автомобиля. Далекая Африка представляется нам каким-то мифом,обвеянным знойными дуновениями тропической легенды.И впервые за все существование африканского материка и его жаркой Сахары по ней пронесся русский автомобиль.

Наш маршрут был следующий: Петербург-Псков-Рига-Тильзить- Кенигсберг-Берлин- Франкфурт на Майне -Мец-Париж-Лион-Авиньон- Ницца-Марсель-Перпиньян-Барселона-Валенсия-Карфеген-переправа в Оран несколько поездок в его окрестности,Тунис-Алжир-Бужи-Константина- Бискра(оазис в Сахаре,самый южный пункт поездки)-Батна-Филирвиль -Тунис-переправа морем в Неаполь-Рим-Флоренция-Пиза-Генуя-Монако- Ницца-Марсель-Лион-Париж. Финиш состоялся в Париже;торжественная встреча была организована спортивной газетой "Auto".

 Из моих африканских впечатлений с особенным интересом припоминаю часть пути, которую пришлось проехать под снегом.Снег а Африке! Неправда ли,как странно эвучит это для нашнго уха? Правда ,это было в горах, но все же снеженный покров на таком "глубоком" юге,как Африка,произвел на туристов сильное впечатление!Ездили мы по снегу в части пути ,пролегающим по Атласским горам на северном побережъе Африки; максимальная высота,достигнутая нами,1.300 метров метров над уровнем моря,снег появился уже на высоте 600 метров.

Самое интересное в Африке ,конечно- Сахара; вопрос о ее непроходимости- миф; усиленное движение караванов приготовило нам хороший путь. Тем не менее хозяева этого пути -верблюды ."корабли пустыни",шарахались в сторону когда наша машина обгоняла караваны. Во всяком случае автомобиль в пустыне производил довольно своеобразное впечатление. Шоссейные дороги в Африке великолепные. При поездке по грунтовым дорогам пахнуло чем-то родным ,русским. Удачный исход поездки по дорогам Африки придал нам смелости попытаться пройти в самую глубь страны; к сожалению, упершись через некоторое время в песчаные дюны, мы принуждены были отказаться от осуществления этого плана; таким образом все-таки не вся Сахара оказалась доступной для культурного "auto".

Во время одной из ночных поездок в горах Атласа мы налетелина стадо дикобразов; сильный свет электрических фонарей привел ближайшие ряды этих оригинальных животных прямо в каталепсическое состояние; будь мы охотниками, нам ничего не стоило бы собрать богатейшие охотничьи трофеи. К стыду Европы, а в особенности ее дорог, не могу не отметить, что менее всего наша машина на дорогах Африки; во время же пути в Италии и Испании нам нередко приходилось с раскаянием вспоминать о нашем отношении к плохим, но все же более терпимым русским дорогам.

 

 

Переправа в брод ,через горную реку

 

В особенности тяжко приходилось автомобилю на узких улицах вымощенных щебнем и представляющих собою настоящие лестницы.

Живописнее испанских дорого я ничего не видел: пролегают дороги через горы, пышные долины, красивые леса; но состояние этих дорог давало себя чувствовать на каждом шагу. Глубокие, порою всего лишь в метр, узкие,  неправельные колеи, частые обрывы, выбоины, скрытые лощины характеризуют лучше всего те терни, которые выпали на долю нашего автомобиля. Впрочем ,известный рекорд, в смысле плохого состояния дороги, побила все же Италия: во время пути Рим-Неаполь-Флоренция нам пришлось познакомиться с прелестями оригинальных принципов дорожного строительства итальянцев. Эти последние, как оказывается, чинят свои дороги следующим образом: насыпают щебень и предоставляют ему самому впитываться в землю; не желая быть варварами по отношению к нашим шинам,мы принуждены были ехать почти шагом.

В ожидании парома недалеко от Карфагена.

При возвращении морем из Африки нас ждала черезвычайно бурная переправа. Автомобиль привязанный на палубе, поминутно принимал значительные морские ванны, что, впрочем, не оставило никакого следа на "блестящем" в полном смысле этого слова состоянии его "здоровья". Нельзя не отметить что наша русская машина на всем пути своего следования была предметом особого внимания как автомобильных организаций, так и населения тех пунктов, где мы останавливались. Особенно теплый прием был оказан в Париже и Монте-Карло.

И вообще все это путешествие оставило после себя множество интересных и ярких впечатлений.

"На русском автомобиле по Африке".По фотографиям, сделанным самим путешественником.