На моей Родине | С.П.Комаров | С.И.Васюков поэма "О воспитании" |
---|
Сергей
Иванович Васюков
1886
года рождения
Про
старое да, про бывалое!
0042.jpg
На
картине вид с. Токарево. В левой части картины среди деревьев
Токаревская школа, /Возможно,
кто знает место нахождения картины - огромная просьба сообщить/
/Стихи
сельского учителя- ветерана/
Сердечно
благодарю коллектив учителей Токаревской восьмилетней
школы за
поздравление меня с праздником «Дня учителя» и посылаю
первые две
тетради моих стихов на память, безвозвратно /имеются еще несколько тетрадей,
которые пришлю в будущем./
В тетради
номер второй выражены: Жизнь труд и мысли сельского учителя.
Я прошу вслух
прочесть для всех стихотворение «Поздравляю», как наиболее
полно
выражающие труд и мысли сельского учителя.
С глубоким
приветом и почтением
Учитель-пенсионер Васюков
С.Лом 5
октября 1969 г.
Тяжелое
признание.
Лишь одно
стихотворенье
Встарь мое в
печать приняли
А Советское уж
время
Принимать стихи
не стали
Что же делать?
Сжечь их что ли
Так, как Гоголь
сжег, бывало,
Щемит сердце
поневоле:
Их сжигать мне
жалко стало
Ведь не вымысел
не сказки
Только правду в
них писал я
Здесь текла моя
работа
Со дня школы
основанья
И ошибки и
забота
Лучших опытов
исканье
Может быть кто
любопытный
Их историей
считает
Труд и опыт
первобытный
На досуге
прочитает.
Письмо Сергея
Ивановича Васюкова ( К сожалению кому адресовано автор стер, практически
восстановить не возможно, но судя по письму- это ответ на статью в газете,
хотелось-бы выяснить по названию статьи какая это газета и кто автор статьи
может у кого-то есть архивы газет за 1964 год или кто может подсказать где можно
найти архивы. Мой адрес на странице сайта. Буду БЛАГОДАРЕН. «Предположительно:
«Учительская газета» «Литературная Газета» «Комсомольская правда» «Мещерская
Новь» )
vasukov\docu0001.JPG
vasukov\docu0000.JPG
С большим
волнением я прочитал вашу статью «И нестыдно ли?» и так тяжело себя
почувствовал, что даже один зрячий глаз
затуманился.
Вот уже
действительно согласно выражения Пушкина «Глаголом жги сердца людей» Уж очень
художественно и полно описываете вы обстановку. Мне ведь тоже 78 лет, и мы со
старухой-женой доживаем одиноко. Все наши детки далеко от нас разбросаны по
всему Советскому Союзу?
Кто знает,
какова будет наша дальнейшая судьба?
В таком тяжелом
настроении и написал я мое нижеприведенное стихотворение, которое и предлагаю
вашему
вниманию.
Цель
моя-убедиться в том, является ли мое стихотворение эмоциональным,т.е.
возбуждающим чувство. Я уверен, что и это мое стихотворение и другие два,
которые ниже следуют, будут заброшены как непригодные по содержанию, как и те,
которые я посылал всю жизнь, были непригодны по содержанию. Только одно мое
стихотворение «Сбор недоимок» было напечатано в газете «Простое слово» в 1907
году, издаваемой кружком «Писателей из народа» в котором я состоял. И все-таки,
несмотря на это, я кое-когда пишу мои стихи, согласно выражению Пушкина» Опять к
печальным этим берегам меня влечет неведомая сила» которое с глубоким
вдохновением наш незабываемый
Собинов.
Беру на себя смелость утверждать /хотя это,может-быть является печальным
результатом моей отсталости/что стихи современных поэтов, хотя и талантливо
отражают нашу действительность, но в них нет никакой эмоциональности, они
повествуют но нисколько не действуют на глубокие чувства человека. По ним
пробегаешь глазами и скоро их забываешь. Поэтому я думаю, что книги со стихами
современных поэтов, выражающие только искуство,мало читаются и плохо раскупаются
публикой. Особенно мало читают и пишут стихи девушки, которые прежде глубоко
интересовались стихами, которые были написаны с чувством и вдохнавлением /да
простят мне это молодые поэты/. Ныне глубокие по чувству стихотворения
приходится слышать только по радио в выступлениях
артистов.
Я помню, когда читал в школе стихи Некрасова «Рубка леса» и «Орина мать
солдатская», в которых выражено глубокое чувство грусти, учащиеся воспринимали
эти стихотворения с грустным чувством, и особенно при чтении «Орина мать
солдатская» у некоторых девочек искрились на глазах слезы. Когда в стихах в
стихах вы рожалось благородное негодование на бесчестных людей, как, например, в
стихах Лермонтова «На смерть поэта» и в стихотворении Пушкина «Деревня» ученики
охотно заучивали их наизусть и страстно декламировали их. Стихотворения
Некрасова «Размышления у парадного подъезда» «Железная дорого» и отдельных мест
из поэмы «русские женщины» в которых выражается ненависть к угнетателям и
эксплуататорам слушались учащимися с большим волнением .Стихотворение Пушкина
«Зимнее утро», Ломоносова «Науки юношей питают»стихотворение Некрасова
«Школьник» ,отрывок из «Железной дороги» от слов «Благославиже работу
народную»слушались , как выражающие радостное чувство, с большим подъемом и так
же ответственно декламировались наизусть, между тем, как стихотворения «Люблю
грозу в начале Мая» и «Мелькает желтый лист на зелени деревьев» слушались вяло,
и декламировались наизусть тоже без оживления, а одна из девочек даже тихо
сказала «Кто же любит грозу?»
В заключении
скажу о печальной судьбу моих стихотворений, с которыми я обращался в редакции
издательств, и которые не принимались к печати.
В 1929 году в
Москве зашел я в издательство «работник просвещения», где издавалась газета «За
Коммунистическое просвещение» с тетрадью своих стихотворений. Секретарь
литературно-художественного отдела с улыбкой спросил: Вы намереваетесь издать
свои стихи отдельным сборником? Забудьте, и думать об этом. Нам присылают массу
стихотворений, а издаем мы только одну книгу, например сборник стихов Светлова,
потому что их стихов-то не читают, а нам надо продавать. А, впрочем, давайте-ка,
посмотрим, что вы натворили? И он начал листовать тетрадь, приговаривая: «Это
Лермонтовщина…это-Пушкин…это Некрасовщина…это Демьян Бедный. А где же ваш
собственный стиль? Нет, не пойдут. Работайте над собой и время от времени
присылайте нам по одному стихотворению. Будут подходящие напечатаем» Я ушел
недовольно думая: « Листовал, листовал, а все-таки не одну «Лермонтавщину» не
прочитал.
Оттуда я
отправился в издательство «Крестьянской газеты» Редактор журнала «Лапоть»
перелистовав мои стихи, произнес: «Нет никакой образности…рифмования проза … ни
одно не пойдет. Знакомьтесь основательно с художественными средствами и приемами
выражения своей мысли и идеи» Но тогда ни одного стиха не прочитал и отдал
обратно тетрадь.
Уже к вечеру я
пошел в Государственное издательство худож. литературы. Посмотрев мои стихи,
сотрудник издательства заявил: «Логически неправильная постановка предложений в
отдельных строках строфы, затрудняющая понимание мысли, дешевая детская рифма
преимущественно глагольная. Все ямбы... ямбы… хореи… однообразие строф. Вам
нужно товарищ работать над своей стихотворной речью. Такие же ответы получаю я от
издательств и сейчас. Быстро ушел я от туда ,как медведь, отмахиваясь лапой от
надоедливых пчел и думал про себя: «Все ямбы…ямбы…и тоже не прочел ни одного
стихотворения. Ведь ямбами-то выражены почти все гениальные произведения наших
великих поэтов. Возьмите ямбы Лермонтова выражающие бой Мцыри с барсом или
«Исповедь Мцыри» Ведь они как огонь, захватывают своей силой читателя.
Так печально
закончились похождения непризнанного поэта. Но все-таки я, хоть для себя только,
а до старости продолжаю писать мои вирши.
1964 год