На моей Родине      С.П.Комаров  С.И.Васюков поэма "О воспитании"

 

 

Сергей Иванович Васюков

1886 года рождения

Про старое да, про бывалое!

0042.jpg фото картины  Сергея Ивановича Васюкова

На картине вид с. Токарево. В левой части картины среди деревьев

Токаревская школа, /Возможно, кто знает место нахождения картины - огромная просьба сообщить/

 

 

 

 

/Стихи сельского учителя- ветерана/

 

vasukov\docu0003.JPG

Сердечно благодарю коллектив учителей Токаревской восьмилетней

школы за поздравление меня с праздником «Дня учителя» и посылаю

первые две тетради моих стихов на память, безвозвратно /имеются еще несколько тетрадей, которые пришлю в будущем./

В тетради номер второй выражены: Жизнь труд и мысли сельского учителя.

Я прошу вслух прочесть для всех стихотворение «Поздравляю», как наиболее

полно выражающие труд и мысли сельского учителя.

С глубоким приветом и почтением

Учитель-пенсионер Васюков

С.Лом 5 октября 1969 г.

 

          

Тяжелое признание.

 

Лишь одно стихотворенье

Встарь мое в печать приняли

А Советское уж время

Принимать стихи не стали

Что же делать? Сжечь их что ли

Так, как Гоголь сжег, бывало,

Щемит сердце поневоле:

Их сжигать мне жалко стало

Ведь не вымысел не сказки

Только правду в них писал я

Здесь текла моя работа

Со дня школы основанья

И ошибки и забота

Лучших опытов исканье

Может быть кто любопытный

Их историей считает

Труд и опыт первобытный

На досуге прочитает.

 

            

Письмо Сергея Ивановича Васюкова ( К сожалению кому адресовано автор стер, практически восстановить не возможно, но судя по письму- это ответ на статью в газете, хотелось-бы выяснить по названию статьи какая это газета и кто автор статьи может у кого-то есть архивы газет за 1964 год или кто может подсказать где можно найти архивы. Мой адрес на странице сайта. Буду БЛАГОДАРЕН. «Предположительно: «Учительская газета» «Литературная Газета» «Комсомольская правда» «Мещерская Новь»  )

 

                                         

 

vasukov\docu0001.JPG                             vasukov\docu0000.JPG

 

С большим волнением я прочитал вашу статью  «И нестыдно ли?» и так тяжело себя почувствовал, что даже один зрячий глаз затуманился.                                                                 

 Вот уже действительно согласно выражения Пушкина «Глаголом жги сердца людей» Уж очень художественно и полно описываете вы обстановку. Мне ведь тоже 78 лет, и мы со старухой-женой доживаем одиноко. Все наши детки далеко от нас разбросаны по всему Советскому Союзу?

Кто знает, какова будет наша дальнейшая судьба?

 

В таком  тяжелом настроении и написал я мое нижеприведенное стихотворение, которое и предлагаю вашему вниманию.                                                                                                              

Цель моя-убедиться в том, является ли мое стихотворение эмоциональным,т.е. возбуждающим чувство. Я уверен, что и это мое стихотворение  и другие два, которые ниже следуют, будут заброшены как непригодные по содержанию, как и те, которые я посылал всю жизнь, были непригодны по содержанию. Только одно мое стихотворение «Сбор недоимок» было напечатано в газете «Простое слово» в 1907 году, издаваемой кружком  «Писателей из народа» в котором я состоял. И все-таки, несмотря на это, я кое-когда пишу мои стихи, согласно выражению Пушкина» Опять к печальным этим берегам меня влечет неведомая сила» которое с глубоким вдохновением наш незабываемый Собинов.                                                                                                             Беру на себя смелость утверждать /хотя это,может-быть является печальным результатом моей отсталости/что стихи современных поэтов, хотя и талантливо отражают нашу действительность, но в них нет никакой эмоциональности, они повествуют но нисколько не действуют на глубокие чувства человека. По ним пробегаешь глазами и скоро их забываешь. Поэтому я думаю, что книги со стихами современных поэтов, выражающие только искуство,мало читаются и плохо раскупаются публикой. Особенно мало читают и  пишут стихи девушки, которые прежде глубоко интересовались стихами, которые были написаны с чувством и вдохнавлением /да простят мне это молодые поэты/. Ныне глубокие по чувству стихотворения приходится слышать только по радио в выступлениях артистов.                                                                                           Я помню, когда читал в школе стихи Некрасова «Рубка леса» и «Орина мать солдатская», в которых выражено глубокое чувство грусти, учащиеся воспринимали эти стихотворения с грустным чувством, и особенно при чтении «Орина мать солдатская» у некоторых девочек искрились на глазах слезы. Когда в стихах в стихах вы рожалось благородное негодование на бесчестных людей, как, например, в стихах Лермонтова «На смерть поэта»  и в стихотворении Пушкина «Деревня» ученики охотно заучивали их наизусть и страстно декламировали их. Стихотворения Некрасова  «Размышления у парадного подъезда» «Железная дорого» и отдельных мест из поэмы «русские женщины» в которых выражается ненависть к угнетателям и эксплуататорам слушались учащимися с большим волнением .Стихотворение Пушкина «Зимнее утро», Ломоносова «Науки юношей питают»стихотворение Некрасова «Школьник» ,отрывок из «Железной дороги» от слов «Благославиже работу народную»слушались , как выражающие радостное чувство, с большим подъемом и так же ответственно декламировались наизусть, между тем, как стихотворения «Люблю грозу в начале Мая» и «Мелькает желтый лист на зелени деревьев» слушались вяло, и декламировались наизусть тоже без оживления, а одна из девочек даже тихо сказала «Кто же любит грозу?»

 

В заключении скажу о печальной судьбу моих стихотворений, с которыми я обращался в редакции издательств, и которые не принимались к печати.

В 1929 году в Москве зашел я в издательство «работник просвещения», где издавалась газета «За Коммунистическое просвещение» с тетрадью своих стихотворений. Секретарь литературно-художественного отдела с улыбкой спросил: Вы намереваетесь издать свои стихи отдельным сборником? Забудьте, и думать об этом. Нам присылают массу стихотворений, а издаем мы только одну книгу, например сборник стихов Светлова, потому что их стихов-то не читают, а нам надо продавать. А, впрочем, давайте-ка, посмотрим, что вы натворили? И он начал листовать тетрадь, приговаривая: «Это Лермонтовщина…это-Пушкин…это Некрасовщина…это Демьян Бедный. А где же ваш собственный стиль? Нет, не пойдут. Работайте над собой и время от времени присылайте нам по одному стихотворению. Будут подходящие напечатаем» Я ушел недовольно думая: « Листовал, листовал, а все-таки не одну «Лермонтавщину» не прочитал.                                                                                                                                                               

Оттуда я отправился в издательство «Крестьянской газеты» Редактор журнала «Лапоть» перелистовав мои стихи, произнес: «Нет никакой образности…рифмования проза … ни одно не пойдет. Знакомьтесь основательно с художественными средствами и приемами выражения своей мысли и идеи» Но тогда ни одного стиха не прочитал и отдал обратно тетрадь.

Уже к вечеру я пошел в Государственное издательство худож. литературы. Посмотрев мои стихи, сотрудник издательства заявил: «Логически неправильная постановка предложений в отдельных строках строфы, затрудняющая понимание мысли, дешевая детская рифма преимущественно глагольная. Все ямбы... ямбы… хореи… однообразие строф. Вам нужно товарищ работать над своей стихотворной речью. Такие же ответы получаю я от издательств и сейчас. Быстро ушел я от туда ,как медведь, отмахиваясь лапой от надоедливых пчел и думал про себя: «Все ямбы…ямбы…и тоже не прочел ни одного стихотворения. Ведь ямбами-то выражены почти все гениальные произведения наших великих поэтов. Возьмите ямбы Лермонтова выражающие бой Мцыри с барсом или «Исповедь Мцыри» Ведь они как огонь, захватывают своей силой читателя.

Так печально закончились похождения непризнанного поэта. Но все-таки я, хоть для себя только, а до старости продолжаю писать мои вирши.

1964 год