Содержание                                                                                                                  
  Осень этого же года разлучила нас. Валя проводила меня в ар-
мию и уехала затем сама из Столнец, уехала и вернулась, чтобы
навсегда остаться на фотографии у придорожного памятника
за оградкой такой, какой я её помню!
Зачем, почему так больно бьёт жизнь? И каждый не влас-
тен над своей судьбой! Боль только с годами потихоньку ухо-
дит, рассасывается, но всё равно остаётся в тебе, в твоей памя-
ти. Наедине с твоими мыслями!
'"Много лет уже меня одолевало желание хоть как-то расска-
зать о тех, кто покоится здесь, но я не знал, как подойти к памя-ти
усопших, как не поранить то святое, что было в их жизни, если
бы не поездка прошлым летом в Константиново. Смотрительница
музея Сергея Александровича Есенина, наверное, прочитала в моих
глазах, а может быть, почувствовала сердцем, что я очень хочу
прикоснуться к великому русскому поэту, ну хоть как-то! Она
подошла ко мне и тихо сказала:
- Присядьте в его кресло, только ненадолго. Вам же очень
хочется, и потом, Вам можно!
Она сняла ограждающую кресло верёвочку, и я присел в
него. Сначала - на краешек, а затем, борясь с охватившим меня
волнением, сел на сиденье и положил на подлокотники руки. Я
почувствовал своим телом его тяжесть и одновременно что-то
неуловимое, что входило в меня, как воздух. Я не знаю, что это
было, возможно, дух самого Сергея Александровича, ведь в Кон-
стантинове всё пропитано им! Со мною была моя жена, и, что-
бы скрыть неловкость перед другими посетителями музея, она
протянула мне руку, помогая подняться.
- Прочтите что-нибудь, - услышал я голос смотрительни-
цы. - Вы же пишете стихи.
Она не спрашивала, она это знала! Я не стал скрывать того,
что немного пишу, и прочёл ей свои «Ночные звуки». Стихи,
написанные много лет назад, были посвящены моей маме Ма-
рии Егоровне и опубликованы для неё. Она внимательно слу-
шала. Я не мог выразить словами свою признательность это
женщине, и она, видя моё состояние, взяла меня за руку и, улыб-
нувшись, сказала:
102


- Я знала, что Вам можно разрешить присесть, хотя это зап-
рещено, ведь креслу более ста лет! Пишите больше, пишите обо
всём, что видите, у Вас получится!
Так родилась «Есения»: маленькая по содержанию и огромная
для меня по чувству поэма о женщине, образ которой более чем
конкретен для меня. Образ, заставивший меня по-другому
взглянуть на мир, переоценить его ценности заново. Образ такой
же конкретный, как и образ Лидии Ивановны Катиной,
заставивший Есенина всю жизнь искать её после разлуки с ней и
собирать его по крупицам из всех любивших его женщин.
...Я прикасаюсь к памяти, к светлой памяти трёх Василиев!
Трёх друзей, живших на этой земле, прикасаюсь только сегодня. Я
готов к этому!
...Август 1966 года. Вечер в эту пятницу выдался на удивление
тихий и безветренный. Солнце медленно клонилось к закату, но с
реки мне и моим друзьям, уходить не хотелось: вода, как парное
молоко! Да и как уйдёшь, если берег Прони так сильно зарос
ежевикой, а ягода такая сочная и вкусная, что собирать её и есть,
бросая пригоршнями в рот, одно удовольствие! Часов у нас ещё не
было, и самым главным ориентиром во времени для нас была
Столпянская церковь. Если на пляже стать лицом к ней, а солнце,
клонясь к закату, в это время спрячется за её высокую
колокольню, то уже девять часов вечера.
От церкви к реке по нижней улице села ведёт тропинка. Сама
Церковь построена на высоком левом берегу Прони и от реки хо-
рошо видна. Это Спасо-Преображенский храм, возведённый ещё в
1761 году. Храм является памятником архитектуры восемнадца-того
века и охраняется государством. От старожилов села нам при-ходилось
слышать о том, что от церкви под берег реки ведёт подземный ход.
Его выход, несмотря на все наши старания, мы так и
не нашли, хотя каждое лето лазили в округе по всем похожим на
103